TY - JOUR TI -

Разработка интеллектуального помощника для подбора товаров в процессе диалога с пользователем

T2 - Бизнес-информатика IS - Бизнес-информатика KW - интеллектуальный помощник KW - аргументативный диалог KW - прецедент KW - частичная модель KW - онтологический гомоморфизм KW - онтологическая модель предметной области KW - семантическая модель пользователя AB -       Статья посвящена разработке методов создания интеллектуальных помощников. Интеллектуальные помощники могут применяться в колл-центрах для решения проблем клиентов, для решения задач техподдержки, для помощи людям с ограниченными возможностями, для помощи в выборе товаров и др. Рассматриваются интеллектуальные помощники, ведущие аргументативный диалог с пользователями, направленный на поиск товаров и услуг, максимально удовлетворяющих желания и потребности пользователей. Разработка интеллектуального помощника ведется на основе четырехуровневой модели предметной области и семантической модели пользователя. Разрабатываемая система автоматизирует процесс поиска и обоснования решения за счет повторного использования прецедентов - накопленных ранее знаний о предыдущих диалогах с пользователями. Это дает разрабатываемой системе преимущество перед имеющимися аналогами, которые неспособны к переиспользованию знаний о предыдущих диалогах. В статье разрабатывается прецедентный подход к созданию интеллектуальной системы, способной аргументировать свои ответы. Для этого строится граф аргументации, разрабатываются методы структурирования прецедентов, используются онтологические гомоморфизмы для преобразования имеющихся прецедентов в готовое решение. Представлено описание теоретико-модельных методов построения интеллектуальных помощников. Прецеденты товаров, пользователей и диалогов интеллектуального помощника с пользователями формально описываются в виде частичных моделей. Преобразование прецедентов и сходство прецедентов формализуется при помощи онтологических гомоморфизмов частичных моделей. Цель разрабатываемой диалоговой системы - не только подобрать решение по запросу пользователя, но и выяснить задачи, которые собирается решать пользователь, провести анализ его аргументации, а затем обосновать пользователю предложенное решение, показать, что именно этот товар или услуга смогут удовлетворить его потребности. AU - Д. Е. Пальчунов AU - А. А. Якобсон UR - https://bijournal.hse.ru/2024--1 Vol.18/908872935.html PY - 2024 SP - 7-21 VL -